Работник поступил на военную службу по контракту. Что делать работодателю?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Работник поступил на военную службу по контракту. Что делать работодателю?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Многие из нас еще застали то время, когда военная служба считалась делом престижным. Военнослужащий и члены его семьи были всегда обеспечены жильем и материально. Тогда никто не вдавался в тонкости льгот для военных и их экономическую природу.В настоящее время среди военнослужащих довольных жизнью людей найдется немного. В поисках лучшей доли защитники отечества штудируют законодательство. Но даже среди старших офицеров и генералов бытуют порой мифические представления о своем статусе. Камень преткновения в части предоставляемых законом гарантий и льгот, на которые вправе претендовать военнослужащий, — это сущность правовых отношений, возникающих между служащим и военачальником, а именно: носят эти отношения трудовой характер или являются административными. Определение отношений как трудовых дает основания для распространения на военнослужащих гарантий и льгот, предоставляемых не только законами о военной службе, но и непосредственно Трудовым кодексом РФ, который во многом либеральнее. И наоборот, закрепление административного характера отношений приводит к существенному ограничению прав военнослужащих по сравнению с гражданскими лицами.

Контракт военнослужащего: расрпостраняется ли на него трудовой кодекс РФ?

Многие военные, проходящие службу по контракту, при разрешении возникающих разногласий с начальством часто сталкиваются с подобным вопросом. Это вызвано тем, что прямой оговорки законодательство не содержит, отсюда и широкие возможности для трактования закона в пользу той или иной стороны. Существуют различные способы и цели толкования, что порой умело используют военные юристы.

Чаще всего подобные вопросы в армии решают с логической точки зрения. Армейское начальство считает, что контракт о прохождении военной службы не является трудовым, поэтому гарантии Трудового кодекса на военнослужащих не распространяются. В таком случае контракт не что иное, как особый вид договора найма рабочей силы, урегулированный только административными отношениями. Этот специальный вид договора предусмотрен Федеральным законом О военной службе и воинской обязанности. Наличие административных отношений вытекает из сущности военной дисциплины, которая является основой военной службы. Если контракт о прохождении военной службы отнести к разновидности трудового договора, то это означало бы признание равных отношений между начальником и подчиненным, что, в свою очередь, лишило бы армию необходимой субординации в ее рядах.

На самом деле такая позиция соответствует только целям самой бюрократии (причем нисколько не угрожает обороноспособности государства), с логической точки зрения не достаточно обоснована и вступает в противоречие с результатами системного толкования закона, то есть исследованием нормы или закона путем сопоставления с текстами других нормативных актов с целью уяснения его смысла.

Нормы выдачи средств индивидуальной защиты

Комментируемые поправки сохранят за работодателями обязанность обеспечивать персонал средствами индивидуальной защиты (СИЗ). Их необходимо выдавать для защиты от вредных и опасных факторов производственной среды, от загрязнений и на работах, выполняемых в особых температурных условиях.

В новой редакции статьи 221 ТК РФ появится список изделий, которые относятся к СИЗ. В него входит спецодежда, специальная обувь, дерматологические средства защиты. Плюс к ним — СИЗ органов дыхания, рук, головы, лица, органа слуха, глаз, а также средства защиты от падения с высоты. Перечень является открытым. При необходимости в него включают и другие пункты.

Напомним, что сейчас действует множество отраслевых норм выдачи СИЗ. Работодатели вправе устанавливать свои нормы, если они не уменьшают объемы выдачи, предусмотренные отраслевыми документами (см. «Минтруд: работодатель не вправе выдавать работникам средства индивидуальной защиты в меньшем объеме, чем это установлено типовыми нормами»).

Различия между контрактной службой и контрактным управляющим

Контрактная служба Контрактный управляющий
коллегиальный орган заказчика должностное лицо заказчика
в состав должно входить не менее 2 человек может быть один
только одна в организации может быть несколько
действует на основании положения, которое составляется в соответствии с типовым положением (приказ Минфина от 31.07.2020 № 158н) и не может ему противоречить действует в соответствии со своей должностной инструкцией и трудовым договором
обязанности по проведению закупок разделяются между работниками службы (конкретный работник контрактной службы, например, может только планировать закупки, другой — занимается только обоснование цены и т.д. отвечают за одну или несколько закупок полностью (делает все сам — планирует закупки, обосновывает цену, размещает информацию в ЕИС и др.)

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон N 53-ФЗ) военная служба — это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства:
в Вооруженных Силах РФ и в войсках национальной гвардии РФ; в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;
в Службе внешней разведки РФ;
в органах федеральной службы безопасности;
в органах государственной охраны;
в органах военной прокуратуры;
в военных следственных органах Следственного комитета РФ;
в федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ;
в воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях.
Граждане, имеющие гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранные граждане могут исполнять военную службу только в ВС РФ и воинских формированиях.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее — Закон N 76-ФЗ) военнослужащие проходят военную службу по контракту в добровольном порядке или военную службу по призыву в соответствии с Законом N 53-ФЗ.

Оформляем прием на работу бывшего военного

И так, при приеме на работу бывший военный должен предоставить ряд документов в соответствии со ст. 65 ТК РФ. Причем если он не совмещал военную службу с педагогической или научной деятельностью и не работал до военной службы, то трудовой книжки и пенсионного свидетельства у него нет и работодателю придется их оформить.
Основными документами, предъявляемыми при трудоустройстве бывшего военного, являются документы воинского учета: военный билет, временное удостоверение или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.

К сведению. Формы документов воинского учета, а также формы документов, по которым осуществляется первичный воинский учет в органах местного самоуправления, порядок их ведения и хранения установлены в приложении 9 к Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации и порядка проведения осмотров конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 18.07.2014 N 495.

При предоставлении бывшим военным документов воинского учета работодателю следует убедиться, что тот действительно освобожден с военной службы. Только после этого можно заключать трудовой договор.
Если на момент приема на работу у военнослужащего нет документов воинского учета, а есть, например, только приказ воинской части об увольнении (который, в принципе, тоже является доказательством увольнения с военной службы), во избежание проблем рекомендуем не торопиться с оформлением трудового договора. Как вариант сначала можно заключить гражданско-правовой договор.

Если военный получает пенсию по выслуге лет, можно ли заключить с ним срочный трудовой договор?
В соответствии со ст. 59 ТК РФ допускается заключать срочный трудовой договор с лицами, которые являются пенсионерами по возрасту.
В пенсионном законодательстве РФ вместо термина «пенсия по возрасту» используется понятие «пенсия по старости» (пп. 1 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»). Эти понятия тождественны (см. Определение КС РФ от 15.05.2007 N 378-О-П).
Таким образом, пенсионерами по возрасту, с которыми можно заключать срочные трудовые договоры, являются граждане, которым назначена пенсия по старости.
Что касается пенсии за выслугу лет, она является самостоятельным видом пенсии, назначаемым в рамках государственного пенсионного обеспечения бывшим военнослужащим, имеющим на момент увольнения соответствующую выслугу лет.
Вывод: заключить срочный трудовой договор с бывшим военнослужащим, получающим пенсию по выслуге лет, как с пенсионером по возрасту работодатель не может. Но срочный договор может заключаться на других основаниях, установленных ст. 59 ТК РФ.
Помимо документов, перечисленных в ст. 65 ТК РФ, бывший военный может представить документы, дающие ему право на дополнительные гарантии, например, удостоверение ветерана трудовых действий или чернобыльца.
Итак, в течение недели со дня приема на работу бывшего военнослужащего работодатель должен оформить ему трудовую книжку, если ее не было (п. 8 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 (далее — Правила)).
При этом в соответствии с п. 21 Правил запись о прохождении военной службы (противопожарной, в ОВД, ФСИН, налоговой полиции, ФСКН, таможенных органах) должна быть внесена в трудовую книжку. Поскольку образца такой записи нет, при ее оформлении необходимо руководствоваться общими требованиями по заполнению трудовых книжек. То есть до внесения записи о приеме на работу в разделе «Сведения о работе» нужно указать:
— в графе 1 — порядковый номер записи — 1;
— в графе 2 — дату внесения записи арабскими цифрами (число, месяц — двузначными, год — четырехзначными);
— в графе 3 — период и место службы;
— в графе 4 — наименование, дату и номер документа, представленного работником, на основании которого делается запись (например, военного билета).
После чего вносится запись о приеме на работу.
Приведем образец.

Читайте также:  Какие льготы положены труженикам тыла в 2023 году?


N записи

Дата

Сведения о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу, квалификации, увольнении
(с указанием причин и ссылкой на статью, пункт закона)

Наименование, дата и номер документа, на основании которого внесена запись

число

месяц

год

1

2

3

4

1

20

09

2017

Проходил службу в Вооруженных

Военный билет

Силах Российской Федерации

от 05.09.1994

по контракту с 18.07.1997

МК N 1234567

по 12.05.2017.

Государственное бюджетное

учреждение здравоохранения

«Тонкинская районная больница»

(ГБУЗ «Тонкинская районная больница»)

2

20

09

2017

Принят на должность заведующего

Приказ

хозяйством.

от 20.09.2017 N 15-к

Для начала отметим, что понятие «общий трудовой стаж» применялось для определения права на пенсию по старости в соответствии с пенсионным законодательством, действовавшим до 01.01.2002.
В Федеральном законе от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» используется такое понятие, как трудовой стаж, который учитывается при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению.
А Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее — Закон N 400-ФЗ) уже установлен такой вид пенсии, как страховая пенсия по старости. Право на нее имеют граждане, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных Законом N 400-ФЗ. Одним из условий назначения страховой пенсии является наличие страхового стажа определенной продолжительности. При прохождении военной службы страховые взносы не перечисляются и должны перечисляться только при дальнейшем трудоустройстве бывшего военного.
Согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее — Закон N 76-ФЗ) время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву — один день военной службы за два дня работы. Кроме этого, если военный проходил службу на должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, время такой службы засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством РФ.

К сведению. Супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в общий трудовой стаж, необходимый для установления пенсии, засчитывается весь период проживания с супругами до 1992 года вне зависимости от мест дислокации воинских частей, с 1992 года — в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства и были признаны в установленном порядке безработными, а также период, когда супруги военнослужащих граждан были вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, связанному с условиями проживания по месту военной службы супругов, если по заключению медицинской организации их дети нуждались в постороннем уходе.

В общий трудовой стаж бывшего военнослужащего засчитывается и время обучения в военных профессиональных образовательных организациях и военных организациях высшего образования, поскольку в силу ст. 2 Закона N 76-ФЗ курсанты таких организаций уже являются военнослужащими.
Поскольку, как правило, работодатели принимают на работу бывших военнослужащих, они обычно на этот момент получают пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности (по выбору). Впоследствии при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости бывшие военные уже имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или по инвалидности и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) (ст. 7 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее — Закон N 4468-1)).
При определении права на пенсию за выслугу лет военных, уволенных со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, достигших на день увольнения 45-летнего возраста, имеющих общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12,5 лет составляет военная служба, в общий трудовой стаж включаются:
— трудовой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий до дня вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон N 173-ФЗ);
— страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета трудовых пенсий Законом N 173-ФЗ до дня вступления в силу Закона N 400-ФЗ;
— страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета страховых пенсий Законом N 400-ФЗ.

Примечание. С 01.02.2017 размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с учетом индексации составляет 4 805 руб. 11 коп. в месяц.

Для получения страховой пенсии бывшим военнослужащим необходимо наличие следующих условий:
— получение пенсии за выслугу лет или по инвалидности;
— достижение возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин;
— наличие минимального страхового стажа, не учтенного при назначении пенсии, по линии военного ведомства не менее 8 лет (на 2017 год);
— наличие минимальной суммы индивидуальных пенсионных баллов. В 2017 году она равна 11,4.
Также стоит отметить, что в соответствии со ст. 30 Закона N 173-ФЗ в общий трудовой стаж при установлении страховой части трудовой пенсии по старости лицам из числа граждан, получающих пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом N 4468-1, в их общий трудовой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет согласно указанному закону.

Страховая часть: особенности расчета

Страховой стаж имеет более важное значение, определяя как само право выйти на пенсию, так и ее размер. Для военнослужащих по призыву нахождение в войсках входит в страховой срок только при условии, если до этого времени или сразу после него он имел официальную работу (или занимался предпринимательской деятельностью) и за него отчислялись взносы в ПФР

Для военнослужащих по призыву нахождение в войсках входит в страховой срок только при условии, если до этого времени или сразу после него он имел официальную работу (или занимался предпринимательской деятельностью) и за него отчислялись взносы в ПФР.

Важно! Срок и характер трудовой деятельности в данном случае не имеет никакого значения, важно лишь, чтобы она примыкала по времени ко периоду нахождения в армии. При выполнении этого условия, за каждый год, который гражданин служит в войсках, ему начисляется 1,8 пенсионных балла

При выполнении этого условия, за каждый год, который гражданин служит в войсках, ему начисляется 1,8 пенсионных балла.

Для контрактников (в том числе офицеров), которые не могут претендовать на пенсию по выслуге, прохождение военной службы входит в страховой период.

Читайте также:  Возврату подлежит: как вернуть деньги за квартиру и отменить сделку

Что касается военных пенсионеров, которые собираются оформлять вторую «гражданскую» пенсию, то время нахождения в армии, учтенное при подсчете выслуги, не может входить в страховой срок.

«Военные» вопросы в новом пенсионном Законе

Четверг, 18.10.2018, 11:46:40

Отвечаем на вопросы, связанные со службой в армии

В новом пенсионном Законе предусмотрен «большой» стаж для мужчин 42 года (для выхода на пенсию досрочно), засчитывается ли в эти 42 года служба в армии или только работа?

По новому Закону лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 2 года ранее достижения нового пенсионного возраста – но не ранее достижения возраста 60 (мужчины) и 55 лет (женщины).

периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись на территории России, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались взносы в ПФР, а также период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.

Никакие другие нестраховые периоды, в том числе служба в армии в этот стаж не засчитываются.

Законом, действующим с 01 января 2020 года, один год военной службы по призыву дает право на 1,8 балла.

В 2020 году баллы – правильное их название «индивидуальный пенсионный коэффициент» – участвуют в формуле, по которой рассчитывается страховая пенсия. ]

Сможет ли оформить военный пенсионер «гражданскую» пенсию с 2020 года досрочно при стаже 42 года и будет ли ему учтен при подсчете этого стажа период службы в органах?

Военные пенсионеры – это одна из немногих категорий граждан, которым начисляется две пенсии: «военная» и «гражданская».

Одну пенсию они получают по линии силовых структур.

Другую – если выработали определенный стаж, работая в гражданских учреждениях, достигли необходимого пенсионного возраста и набрали определенное количество пенсионных баллов.

Она называется «страховая пенсия по старости без фиксированной выплаты».

Какие ограничения установлены для военнослужащих

Для военнослужащих существует ряд ограничений, который не только не позволяет трудится по совместительству, но и, например, заниматься бизнесом. Рассмотрим подробнее:

  • Военнослужащий не вправе заключать трудовой договор и трудиться по совместительству;
  • Нельзя заниматься коммерческой деятельностью не только самостоятельно, но и через доверенных лиц, а также пользоваться служебным положением для оказания помощи лица по вопросам бизнеса;
  • Руководить коммерческими организациями, являться координатором их работы. За исключением случаев, когда в должностные обязанности военнослужащего входит управление коммерческой деятельностью;
  • Пользоваться финансовыми средствами ил матценностями воинской частью для таких целей, которые в воинской службой не связаны;
  • Получать вознаграждение в денежном эквиваленте за выступления в общественных местах, либо за публикации в СМИ, если тематика выступлений связана с несением службы;
  • Принимать денежные вознаграждения, ценные подарки, оплату определенных услуг, а также получать в ссуду деньги за деятельность, которая связана с воинскими обязанностями;
  • Получать финансирование иностранных поездок от любых физических или юридических лиц, за исключением случаев, когда командировка напрямую связана с исполнение военнослужащим своих служебных обязанностей.
  • Пользоваться собственным служебным положением с целью оказания помощи различным партиям, иным организациям политического характера, общественным или религиозным объединениям.

На какой срок можно подписать контракт?

В законодательстве Российской Федерации установлены конкретные сроки, на протяжении которых контрактники обязуются выполнять условия договора:

  • После завершения службы по призыву или при трудоустройстве на должность матроса, солдата, сержанта и старшины – 3 года;
  • Иностранцы, получившие вышеуказанные звания – 5 лет;
  • Претенденты на офицерскую должность, вакансию мичмана и прапорщика – 5 лет;
  • Курсанты, обучающиеся в вузах военного типа – весь срок обучения и 5 лет после окончания службы (общий срок – до 10 лет);
  • Соискатели, которые прошли подготовку в учебном/военном центре и претендуют на должность офицера – 3 года и 5 лет.

Первоначально гражданин поступает на службу сроком на 12 месяцев, но он должен находиться в составе войск МО от 3 до 5 лет.
При отсутствии условий необходимости пролонгации контракта или окончании времени, регламентированного договором, служащий увольняется или исключается из списков военного подразделения.

Процедура заключения соглашения с военнослужащим

От того, является ли гражданин действующим военнослужащим-контрактником, зависит порядок заключения контракта на военную службу — первого или нового.

Заявление (рапорт) о желании заключить договор подается гражданином:

  • не военнослужащим при поступлении на должности, замещаемые не офицерами (солдатами, матросами, сержантами и т. д.), — в пункты отбора на службу или воинские части;
  • не военнослужащим при поступлении на офицерские должности — в военкомат по месту жительства;
  • военнослужащим — в воинскую часть.

Указанные органы проводят отбор кандидатов.

Процедура, в соответствии с которой происходит заключение первого контракта с военнослужащим:

  1. Подача заявления (рапорта) в пункт отбора, военкомат или воинскую часть.
  2. Регистрация заявления, его принятие или возврат (при недостижении нужного возраста, наличии судимости, отбывания ранее наказания в колонии и т. д.).
  3. Рассмотрение заявления в течение месяца.
  4. Медицинское освидетельствование и заключение о категории годности к службе.
  5. Профессиональный психологический отбор (определяется уровень интеллектуального развития, психологическая готовность к службе, коммуникабельность и т. д.).
  6. Проверка уровня образования.
  7. Вывод о соответствии или несоответствии кандидата условиям службы.

При положительном решении кандидат получает от военкомата или пункта отбора предписание и отправляется в воинскую часть для заключения контракта.

Служба по контракту без срочной службы

Можно служить по контракту, однако законодательство также допускает сделать это без прохождения срочной службы, если физическое лицо соответствует критериям — об этом далее.

Итак, стоит определить, как рассчитывается служба в армии по контракту: два дня контрактной равны одному дню срочной. Следовательно, ранее не служившему субъекту необходимо отслужить два года на контракте. В случае, если он будет выгнан, не окончив при этом службу по контракту, его автоматически переведут на срочную, где и будет окончена армия.

Касательно всего остального никаких отличий от обычного контракта нет: призывник должен пройти медицинский осмотр, подать заявление на заключение договора и полностью соответствовать критериям. Важно учесть, что при наличии судимости, административных и иных наказаний, а также обнаружении в крови следов наркотических средств оформить контракт невозможно.

Длительность первого контракта и условия продления

Теперь что касается сроков службы в армии и ряда условий, которые предоставлены контрактнику для продления договора.

Итак, в качестве минимального срока контракта в армии выступают 3 года — это относится ко всем первым контрактам для претендентов на должность не выше сержанта или старшины. Если же максимально предусмотренное звание является офицерским — контракт на базе высшего образования — в качестве минимума выступают пять лет.

Остаться в армии можно при условии высокой исполнительности и отсутствия инцидентов. Таким образом, условия продления ничем не отличаются от тех, какие предоставляются военнослужащему при первичном договоре. Продлить контракт можно на срок от трех до десяти лет. Существуют также лица, подписавшие или продлившие контракт после поступления на службу в военное учебное учреждение, — срок контракта таковых составляет пять лет после получения диплома.

В контракте о прохождении военной службы закрепляются добровольность поступления гражданина (иностранного гражданина) на военную службу, срок, в течение которого гражданин (иностранный гражданин) обязуется проходить военную службу, и условия контракта (п. 2 ст. 32 Закона N 53-ФЗ).

Условия контракта о прохождении военной службы включают следующее (п. 3 ст. 32 Закона N 53-ФЗ):

  • обязанность гражданина (иностранного гражданина) проходить военную службу в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях или органах в течение установленного контрактом срока;
  • обязанность гражданина (иностранного гражданина) добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательством РФ;
  • право гражданина (иностранного гражданина) на соблюдение его прав и прав членов его семьи, включая получение социальных гарантий и компенсаций, установленных законодательством РФ, определяющим статус военнослужащих и порядок прохождения военной службы.

Основные аспекты ст. 11 ТК

В вводном абзаце говорится, что законодательство в трудовой сфере и другие профильные акты могут использоваться не только для упорядочивания непосредственно трудовых взаимоотношений, но и в области личного труда, если это возможно по ТК или соответствующим ФЗ.

В следующем абзаце законодатели сочли необходимым специально подчеркнуть, что все наниматели в отношениях с сотрудниками по поводу трудовой деятельности обязаны ориентироваться на трудовое законодательство. Также указывается, что если отношения по вопросам личного труда первоначально возникли на базе гражданско-правового договора (ГПХ), но далее перешли в область трудовых взаимоотношений, то к ним применяются именно нормы трудового законодательства.

Отдельно указывается, что – если только иное не оговорено в ТК и соответствующих ФЗ, – в РФ трудовое законодательство применяется не только по отношению к россиянам, но также к:

  • лицам без гражданства;
  • гражданам других стран;
  • организациям, которые созданы с участием этих двух категорий;
  • международным и иностранным структурам.
Читайте также:  «Реализация без реализации»: банкротство физического лица, если нет имущества

Комментарий к статье 11 ТК РФ

В комментируемой статье уточняется сфера действия трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права по кругу лиц, дано соотношение общих и специальных норм, единство и дифференциация правового регулирования трудовых отношений.

В ч. 1 комментируемой статьи указаны отношения, которые регулируются трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, т.е. речь идет об отношениях, определенных ст. 1 ТК. Соответственно, трудовое законодательство и названные акты распространяются на всех работников, вступивших в трудовые отношения с работодателем на основании трудового договора (ст. ст. 15, 16 ТК), а также на участников (стороны) отношений, непосредственно связанных с трудовыми. Часть 2 настоящей статьи определяет, что они применяются к другим отношениям при условии, что связаны с использованием личного труда, если в ТК или ином федеральном законе это предусмотрено. Так, на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о государственной гражданской службе и муниципальной службе (ч. 7 коммент. статьи).

Согласно ч. 6 комментируемой статьи особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников устанавливаются только ТК. В разд. XII ТК содержатся главы, охватывающие особенности регулирования труда: женщин и лиц с семейными обязанностями (гл. 41), работников, не достигших 18 лет (гл. 42), руководителя организации (гл. 43), лиц, работающих по совместительству (гл. 44), и др.

В ч. 3 настоящей статьи установлено, что трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, обязательны для применения всеми работодателями, т.е. физическими либо юридическими лицами, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, при вступлении ими в трудовые отношения и непосредственно связанные с ними отношения (см. ч. ч. 3 — 5, 7 — 10 ст. 20 ТК).

Часть 4 комментируемой статьи предусматривает, что в спорных случаях о действии трудового законодательства суд принимает решение путем определения правовой природы спорного отношения. Если судом будет установлено, что реально имеет место трудовое отношение при наличии гражданско-правового договора, то в судебном порядке принимается решение о применении к таким отношениям трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, в пределах территории РФ распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранцами, лицами без гражданства либо с участием международных организаций и иностранных юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ. В Российской Федерации действуют межправительственное Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15 апреля 1994 г. и двусторонние соглашения.

Указанные акты действуют в соответствии с положениями Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 18.07.2011) , которым определяются условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях РФ наряду с гражданами России (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, ст. 4 указанного Федерального закона). Вместе с тем установлен запрет для иностранных граждан находиться на государственной или муниципальной службе либо быть членом экипажа военного корабля РФ или командиром воздушного судна гражданской авиации. Им запрещено замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ (в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 N 81-ФЗ (в ред. от 19.07.2011)) , быть принятыми на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации (ст. 14), федеральным законом может быть ограничен допуск иностранных граждан к замещению иных должностей или к занятию иной деятельностью. Кроме того, Федеральным законом от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (в ред. от 11.07.2011) установлено право указанных лиц на трудовую деятельность в Российской Федерации в разрешительном порядке.

——————————— СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700; N 46 (ч. 1). Ст. 4437; 2004. N 35. Ст. 3607; N 45. Ст. 4377; 2006. N 30. Ст. 3286; N 31 (ч. 1). Ст. 3420; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 21; N 2. Ст. 361; N 49. Ст. 6071; N 50. Ст. 6241; 2008. N 19. Ст. 2094; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2009. N 19. Ст. 2283; N 23. Ст. 2760; N 26. Ст. 3125; N 52 (ч. 1). Ст. 6450; 2010. N 21. Ст. 2524; N 30. Ст. 4011; N 31. Ст. 4196; N 40. Ст. 4969; N 52 (ч. 1). Ст. 7000; 2011. N 1. Ст. 29, ст. 50; N 13. Ст. 1689; N 17. Ст. 2318, ст. 2321; N 27. Ст. 3880; N 30 (ч. 1). Ст. 4590. СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2207; 2001. N 22. Ст. 2125; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700; 2004. N 15. Ст. 1519; N 45. Ст. 4377; 2005. N 52 (ч. 1). Ст. 5581; 2006. N 50. Ст. 5279; 2007. N 46. Ст. 5557; N 50. Ст. 6246; 2008. N 29 (ч. 1). Ст. 3418; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; N 49. Ст. 5748; 2009. N 1. Ст. 30; N 29. Ст. 3625; 2010. N 27. Ст. 3425; N 48. Ст. 6246; 2011. N 23. Ст. 3253; N 25. Ст. 3534; N 30 (ч. 1). Ст. 4590, ст. 4596. СЗ РФ. 2006. N 30. Ст. 3285; 2007. N 49. Ст. 6071; 2008. N 30 (ч. 1). Ст. 3589; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2009. N 29. Ст. 3636; 2010. N 21. Ст. 2524; N 31. Ст. 4198; N 52 (ч. 1). Ст. 7000; 2011. N 13. Ст. 1689; N 27. Ст. 3880; N 29. Ст. 4291.

Комментируемая статья определяет сферу действия общих и специальных норм, закрепленных ТК и иными актами. Соотношение общих и специальных норм проявляется в распространении общих норм на всех работников, а специальных норм — на отдельные категории работников, особенности регулирования трудовых отношений которых связаны с характером и условиями труда или обусловлены иными факторами, указанными в ст. ст. 251, 252 ТК. Таким образом, в комментируемой статье выражено сочетание и соотношение единства и дифференциации правового регулирования труда (см. разд. XII ТК).

В последней части комментируемой статьи определены лица, не являющиеся работниками, вступившими в трудовые отношения, при этом если они не являются работодателями, то трудовое законодательство и указанные акты на них не распространяются. К ним отнесены: военнослужащие, при исполнении ими обязанностей военной службы; члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор согласно ст. 281 ТК); лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера; другие лица, если это установлено федеральным законом.

Контракт: плюсы и минусы

Российская контрактная армия — явление относительно новое. Чего же в нем больше – плюсов или минусов? Рассмотрим для начала положительные моменты.

Очень значимо то, что граждане призывного возраста имеют выбор: проходить добровольную или обязательную службу. Многими контрактниками служба признается выгодной, поскольку она позволяет получить стабильность, многочисленные привилегии, льготы, а также избежать безработицы. Наемники более свободны в службе и перемещении: если срочники имеют множество ограничений, то современная служба по контракту сравнима с обычной работой.

Теперь о минусах. По статистике, практически пятая часть заключивших контракт разрывают его в первые месяцы службы. Видимо, на это есть причины. Разрываются контракты и по инициативе противоположной стороны — в основном за излишнее употребление алкогольных напитков или в случае непрохождения испытательного срока. Огромным минусом любой военной службы, и контрактной в частности, является необходимость рисковать здоровьем и жизнью.

Далеко не все могут смириться и с присутствующим ограничением личного пространства и свободы: командировки, подчинение приказам, неустроенный быт в полевых условиях, необходимость ношения формы – этого никто не отменял. Несмотря на множество привилегий и надбавок, не все контрактники остаются довольны зарплатой, к тому же ее увеличение не поспевает за инфляцией.

***

Итак, служба по контракту в армии — новое перспективное направление, дающее массу преимуществ решившим на нее поступить. Но принимать решение нужно осознанно и после тщательного изучения всех плюсов и минусов этого безусловно благородного дела.

***

Больше полезной информации — в рубрике «Военнослужащие».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *