Как пересмотреть решение, принятое по итогам камеральной проверки

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как пересмотреть решение, принятое по итогам камеральной проверки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


На сегодняшний день нет строго установленного образца возражения на акт налоговой проверки. Работники предприятий и организаций могут составлять документ в произвольной форме, опираясь на свое представление о нем.

Акт выездной налоговой проверки

В отличие от предыдущего документа, акт выездной налоговой проверки составляется и в том случае, если никаких нарушений не обнаружено (пп. 1, 3 ст. 100 НК РФ). В противном случае итоговое решение по результатам проверки не может соответствовать нормам законодательства – ведь оно выносится уполномоченным лицом только после рассмотрения всех материалов, относящихся к проверке, в том числе самого акта (п. 1 ст. 101 НК РФ).

Акт выездной налоговой проверки должен быть составлен по форме, утвержденной ФНС России в приказе от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ (приложение 23), и содержать описание выявленных нарушений и принятого налоговиками решения. Поэтому собственник бизнеса в любом случае должен быть информирован о предварительных выводах ИФНС и иметь возможность составить возражение, в котором выскажет свое видение ситуации.

При формулировании опровержений важно учесть все нюансы процесса вынесения итогового решения руководством ИФНС, а это под силу только экспертам.

Сроки и порядок подачи возражений на акты налоговых проверок

Обращение направляют в отделение ФНС, где составили акт. Документ подают через канцелярию или систему «единого окна», отправляют по обычной или электронной почте.

Срок возражения на акт камеральной налоговой проверки равен 30 дням. Отсчет начинают с даты получения документа независимо от того, кого проверяли инспекторы ФНС – индивидуального налогоплательщика либо консолидированную группу лиц. На обжалование решения налоговой проверки дополнений к акту дается 15 дней. Сроки возражения на акт выездной налоговой проверки и дополнение к нему идентичны, т.е составляют 30 и 15 дней.

Рассмотрение возражений на акт налоговой проверки происходит в фискальном органе, который инициировал процедуру. На этом этапе обращение в вышестоящую инстанцию или суд не предусмотрено.

Налогоплательщик может не согласиться:

  • с выводами, предложениями, какими‑либо фактами, изложенными контролерами в акте (п. 6 ст. 100, п. 5 ст. 101.4);
  • с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).

Тогда он вправе подать возражения: письменно обратиться в налоговый орган.

Письменные возражения по акту, результатам дополнительных мероприятий налогового контроля можно представить в целом или по отдельным положениям (в части). В приложении к Информации ФНС приведена форма представления возражений по акту налоговой проверки.

К письменным возражениям налогоплательщик вправе приложить подтверждающие обоснованность своих возражений документы (их заверенные копии). Впрочем, не поздно это сделать и во время явки на рассмотрение акта, а также результатов дополнительных мероприятий налогового контроля. Тогда же даются устные пояснения.

На подачу возражений налогоплательщику отводится определенный промежуток времени.

Выражение несогласия на…

Срок для подачи возражения

…акт налоговой проверки

Месяц со дня получения акта (п. 6 ст. 100)

…акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях

Месяц со дня получения акта (п. 5 ст. 101.4)

…результаты дополнительных мероприятий налогового контроля

В течение 10 дней со дня истечения срока проведения дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6.1 ст. 101)

Что делать, если пропущен срок на подготовку возражений на акт налоговой проверки

Компания имеет право потребовать отложить рассмотрение проверки. Причина может быть в том, что фирме нужно больше времени на подготовку возражения.

В Налоговом кодексе РФ не говорится о том, что можно попросить об отсрочке, однако такое допускается согласно пункту 2 письма ФНС России от 07.08.2013 № СА-4-9/14460@ (ред. от 08.06.2015) «Рекомендации о порядке организации работы налоговых органов». Если ФНС одобрит ваше ходатайство, то рассмотрение материалов проверки будет отложено на некоторое время.

В случае, когда фирма с опозданием предоставляет возражения на акт налоговой проверки, а также подтверждающую документацию, эти материалы обязаны принять. Даже несмотря на то, что указанный в пункте 6 статьи 100 НК РФ срок (30 дней) был нарушен, однако рассмотрение еще не производилось, то мнение налогоплательщика будет учитываться во время вынесения решения.

Читайте также:  Какой штраф за тонировку в 2023 году

Об этом сказано в Письме УМНС РФ по г. Москве от 28.06.2004 № 11-10/42411, Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 13.09.2007 № Ф04-5702/2007(37410-А70-29) по делу № А70-8111/25-2006. Это положение вытекает из нормы пункта 4 статьи 101 Налогового кодекса РФ, в котором говорится, что во время рассмотрения материалов проверки должна быть изучена другая документация, имеющаяся у налоговиков. Сюда же относятся и возражения, даже если они были предоставлены позже месячного срока.

Порядок проведения процедуры

Последовательность действий налогоплательщика, получившего результаты налоговой проверки, приведена ниже.

  • Выдача акта проверки.
  • Аналитическое изучение полученного документа на предмет законности руководителем, бухгалтером и юристом.
  • Решение о составлении возражения.
  • Его отправка в налоговые органы.

На подготовку возражения у налогоплательщика есть 10 дней при камеральной проверке или 2 месяца при выездной. Пожалуй, в этом состоят отличия данного документа относительно вида проверки.

В зависимости от того, кто осуществлял проверку, сроки подачи документа о несогласии могут различаться (ФНС, ФСС или ПФР), поэтому в каждом случае необходимо их уточнять. Документ составляется, если субъект предпринимательской деятельности не согласен:

  • с актом проверки (п.6 ст.100 НК РФ);
  • с фактами налоговых нарушений, обнаруженных в ходе проверки (п.5 ст.101).

Отсчёт десятидневного или двухмесячного срока производится со следующего дня после получения акта (п.2 ст.6.1 НК РФ).

Как определить крайний срок подачи возражения?

Например, предприятию выдан акт 10 апреля 2017 г. В этом случае последний день для подачи возражения — 20 апреля 2017 г. для камеральной и 10 июня 2017 г. для выездной.

Бывают случаи, когда срок попадает на число, которого в том месяце не существует, тогда последним днём для представления возражения является последний календарный день этого месяца.

Например, налоговая инспекция представила предприятию акт выездной проверки 31 июля 2016 г. Значит, последний день для возражения будет 30 сентября 2016 года.

Ранее были более строгими требования к соблюдению сроков, в настоящее время можно возражать и позже, но всё-таки рекомендуется укладываться в сроки.

Если всё-таки предприниматель задержался, возражения можно подготовить к моменту рассмотрения материалов проверки, куда приглашается представитель проверяемой стороны. Именно на этом заседании должны принять возражения и учесть их в ходе обсуждения.

Отличия возражений при различных видах налогов

При составлении возражений учитываются нормы, установленные для каждого вида налогов.

Положение НДФЛ НДС Налог на прибыль
Налоговый период для определения санкций Год Квартал для обычных видов деятельности Год
Законодательная норма НК РФ Глава 23 Глава 21 Глава 25
Ссылка на документы от контрагентов Основания отсутствуют, учет ведется в разрезе работников Приводятся ссылки на документы от каждого партнера Используются документы первичного учета от партнеров и самостоятельно сформированные – расчеты, внутренние накладные, акты, справки
Возможные нарушения Несвоевременность удержания, перечисления налога, ошибки предоставления вычетов Неправомерность вычетов, занижение базы, нарушение периодов применения вычетов Занижение базы, принятие к учету неоправданных расходов, недостоверность первичного учета

Как оформляют и что отмечают в возражениях

Документ оформляется письменно, с соблюдением следующей структуры (из трех частей):

  1. Вводная — информирует о самой проверке, ее основаниях, фактическом времени проведения, составе проверяющих, номере и дате документа, с которым спорят.
  2. Описательная — здесь проверяемый вправе подробно и последовательно, с максимальным обоснованием изложить все свои аргументы и доводы (и бесспорные, и сомнительные).
  3. Резолютивная (итоговая) — где могут быть указаны как суммарное доначисление платежей, с которым проверяемое лицо не согласно (с разбивкой по периодам и суммам), так и сумма налога, которую отказываются возмещать.

Таблица. Основные процессуальные нарушения, которые могут стать основанием для отмены решения инспекции

 N 
п/п
 Вид нарушения 
Нарушенная
норма
Налогового
кодекса
 Примеры судебных решений и разъяснения 
уполномоченных органов
 1 
На этапе составления и вручения акта 
1.1
В рамках 
камеральной
проверки до
составления акта
инспекция не
сообщила
налогоплательщику
о выявленных
ошибках и не
потребовала
пояснений
Пункты 3
и 5 ст. 88
Пункт 2.5 Определения КС РФ от 12.07.2006 
N 267-О, Постановления ФАС Московского
от 08.09.2010 N КА-А41/10018-10
и Восточно-Сибирского от 08.04.2011 по делу
N А78-6006/2010 округов
1.2
Решение вынесено 
без составления
акта проверки
Пункт 5
ст. 88
и п. 1
ст. 100
Пункт 17 Постановления Пленума ВАС РФ 
и Пленума ВС РФ от 11.06.1999 N 41/9, Письмо
ФНС России от 16.04.2009 N ШТ-22-2/299@
1.3
В итоговой части
акта выездной
проверки не
отражены
нарушения,
указанные в
описательной части
(решение может
быть признано
незаконным в части
неотраженных
нарушений)
Пункт 4
ст. 100
Пункт 1.9 требований к составлению акта 
выездной проверки (утв. Приказом ФНС России
от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@), Постановления
ФАС Восточно-Сибирского от 14.07.2011 по делу
N А78-6445/2010 и Западно-Сибирского
от 12.03.2008 N Ф04-883/2008(1734-А67-34),
Ф04-883/2008(464-А67-34) (оставлено в силе
Определением ВАС РФ от 09.07.2008 N 8167/08)
округов
1.4
Акт проверки 
подписан не всеми
участвовавшими
в ней должностными
лицами
Пункт 2
ст. 100
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа 
от 17.06.2010 по делу N А19-18236/09
1.5
В результате 
нарушения сроков,
предусмотренных
для вручения акта,
налогоплательщик
был ограничен
в праве или лишен
права подать
возражения
Пункт 5
ст. 100
Постановления ФАС Московского от 07.12.2010 
N КА-А41/14487-10 и Уральского от 08.07.2011
N Ф09-4034/11 округов
 2 
На этапе уведомления налогоплательщика о месте и времени рассмотрения 
материалов проверки (при условии, что налогоплательщик не участвовал
в рассмотрении)
2.1
Решение инспекции 
принято при
отсутствии
информации
о получении
налогоплательщиком
указанного
уведомления
Пункт 2
ст. 101
Постановления ФАС Московского от 11.07.2011 
N КА-А41/6965-11, от 28.07.2011
N КА-А40/8283-11 и Уральского от 21.09.2011
N Ф09-5718/11 округов
2.2
Налогоплательщик 
извещен о месте
и времени
рассмотрения
материалов
проверки не
заранее, а в день
их рассмотрения
Пункт 2
ст. 101
Постановления ФАС Московского от 26.11.2008 
N КА-А40/11137-08 и Северо-Кавказского
от 26.03.2010 по делу N А53-9772/2008-С5-44
округов
2.3
В уведомлении
указана дата
рассмотрения,
но не проставлено
точное время
Пункт 2
ст. 101
Постановления ФАС Западно-Сибирского 
от 08.09.2011 по делу N А45-558/2011
и Восточно-Сибирского от 06.12.2010 по делу
N А19-6580/10 округов
2.4
Уведомление
не подписано
должностным лицом
Пункт 2
ст. 101
Постановление ФАС Московского округа 
от 03.09.2010 N КА-А40/9047-10
2.5
Уведомление
вручено
неуполномоченному
должностному лицу
Пункт 2
ст. 101
Постановления ФАС Северо-Кавказского 
от 22.04.2010 по делу N А32-31408/2009-51/398
и Центрального от 01.12.2010 по делу
N А64-1190/2010 округов
2.6
Уведомление
направлено
не по всем
адресам, известным
инспекции
Пункт 2
ст. 101
Постановления ФАС Московского от 29.08.2011 
N КА-А41/8973-11 и Волго-Вятского
от 18.07.2011 по делу N А28-9482/2010 округов
2.7
Налогоплательщик 
уведомлен о месте
и времени
рассмотрения по
телефону
Пункт 2
ст. 101
Постановления ФАС Московского от 23.08.2010 
N КА-А41/9527-10 и Северо-Кавказского
от 18.03.2011 по делу N А53-10288/2010 округов
2.8
Запись о получении
решения,
вынесенного
по результатам
проверки,
и подпись
налогоплательщика
на этом решении
не являются
подтверждением
надлежащего
уведомления
налогоплательщика
Пункт 2
ст. 101
Постановления ФАС Северо-Кавказского 
от 03.02.2009 по делу N А32-20845/2007-3/394
и Уральского от 13.10.2008 N Ф09-7252/08-С3
округов
2.9
Квитанции 
об отправке
уведомления без
описи вложения,
подтверждающего
отправку именно
уведомления,
не являются
подтверждением
надлежащего
уведомления
налогоплательщика
Пункт 2
ст. 101
Постановления ФАС Московского от 03.07.2009 
N КА-А40/4792-09, Северо-Кавказского
от 22.06.2010 по делу N А32-15610/2009-63/193
(оставлено в силе Определением ВАС РФ
от 14.09.2010 N ВАС-12271/10), Центрального
от 09.09.2009 по делу N А62-1280/2009 округов
 3 
На этапе дополнительных мероприятий налогового контроля 
3.1
В решении отражены
новые
правонарушения,
которые не были
установлены в ходе
проведения
проверки
Пункт 6
ст. 101
Постановления ФАС Московского от 26.05.2011 
N КА-А40/4644-11 и Поволжского от 14.08.2008
по делу N А65-991/2008 округов
3.2
Не была 
предоставлена
возможность подачи
возражений
по результатам
дополнительных
мероприятий
и участия
в рассмотрении
всех материалов
проверки
Пункт 2
ст. 101
Письма Минфина России от 26.10.2011 
N 03-02-08/112, от 18.02.2011 N 03-02-07/1-58,
Постановления ФАС Центрального от 24.02.2011
по делу N А54-2176/2010С3, Северо-Западного
от 18.10.2011 по делу N А13-12128/2008 округов
 4 
На этапе принятия решения 
4.1
Решение вынесено 
раньше, чем истек
срок
на представление
возражений по акту
проверки
Пункт 6
ст. 100
Письмо Минфина России от 15.07.2010 
N 03-02-07/1-331, Постановления ФАС
Московского округа от 29.12.2010
N КА-А40/16633-10, от 30.11.2010
N КА-А40/13154-10 и от 23.01.2009
N КА-А40/12029-08
4.2
Внесение изменений
в принятое
решение, если
такие изменения
ведут к увеличению
доначислений и
штрафных санкций
Статья 101
Постановления Президиума ВАС РФ от 22.01.2008 
N 9467/07, ФАС Северо-Кавказского
от 16.03.2010 по делу
N А32-28627/2006-59/493-2008-56/44-2009-30/140
и Западно-Сибирского от 09.09.2010 по делу
N А46-757/2010 округов
4.3
Вынесение решения 
по фактам, не
отраженным в акте
налоговой проверки
Статья 100
и п. 8
ст. 101
Постановления ФАС Московского от 24.02.2011 
N КА-А40/643-11, Поволжского от 12.04.2011 по
делу N А55-11608/2010 и Центрального от
19.04.2011 по делу N А08-3265/2010-9 округов
4.4
Отсутствие в 
решении указаний
на обстоятельства
совершенного
правонарушения
Пункт 8
ст. 101
Пункт 10 Информационного письма Президиума 
ВАС РФ от 17.03.2003 N 71
4.5
Наличие в решении 
технических ошибок
или противоречий
Пункт 8
ст. 101
Постановления ФАС Западно-Сибирского 
от 30.06.2011 по делу N А70-11620/2010 и
Уральского от 28.07.2011 N Ф09-4147/11 округов
4.6
Неверная 
квалификация
правонарушения,
даже если это
просто техническая
ошибка
Пункт 8
ст. 101
Информационное письмо Президиума ВАС РФ 
от 17.03.2003 N 71 и Постановление ФАС
Северо-Кавказского округа от 14.11.2007
N Ф08-7548/07-2513А
4.7
Решение подписано 
лицом,
не участвовавшим
в рассмотрении
возражений
налогоплательщика
и материалов
проверки, в том
числе материалов
дополнительных
мероприятий
Статья 101
Постановления Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 
N 4903/10, ФАС Московского от 29.07.2011
N КА-А40/7855-11 и Центрального от 02.06.2011
по делу N А35-8630/2010 округов

Когда представляются возражения на акт проверки

По завершении выездной проверки налоговым органом составляется акт, где приводятся факты нарушения проверяемым налогоплательщиком налогового законодательства, если таковые имелись.
О том, что такое налоговый мониторинг и почему он позволяет избежать налоговых проверок, читайте здесь.

Читайте также:  В какие даты будут выплачивать детские пособия в 2023 году?

Однако бывает, что проверяемое лицо несогласно с доводами инспекции, приведенными в акте. В этом случае у налогоплательщика существует право представить в налоговую свои пояснения по акту проверки (подп. 7 п. 1 ст. 21 НК РФ) либо возражения по нему (п. 6 ст. 100 НК РФ). С помощью возражений налогоплательщик может повлиять на принятие решения налоговым органом по результатам проведенной проверки.

О том, каким образом представляются пояснения налогоплательщика по материалам налоговой проверки, читайте в статье «Как налоговые органы истребуют пояснения от налогоплательщика».

При подаче возражений соблюдайте установленные для этого сроки (п. 6 ст. 100 НК РФ):

  • возражения подаются не позднее 1 месяца с момента получения акта проверки;
  • момент получения акта – это дата расписки налогоплательщика (или его представителя) о получении акта (или 6-й день с даты отправки почтового отправления с актом, п. 5 ст. 100 НК РФ).

Учитывая, что представление возражений не является обязанностью, налогоплательщик может и не представлять их в инспекцию. Это не помешает ему участвовать в рассмотрении материалов проведенной проверки и давать свои объяснения (абз. 1 п. 4 ст. 101 НК РФ).

Требования к акту камеральной налоговой проверки

Налоговое законодательство четко определяет, как должен быть оформлен акт налоговой проверки, чтобы он имел законную силу. Так, ст. 100 Налогового кодекса РФ говорит о том, что любой акт камеральной проверки должен содержать следующую информацию:

  • дата составления документа – в данном случае речь идет о непосредственном формировании акта и подписания его ответственными лицами ФНС;
  • полная информация о том, кто проводил проверку – ФИО инспекторов, их должности, а также наименование налогового органа. В конце акт обязательно должен быть подписан руководителем налогового органа или его заместителем;
  • сведения о компании, которая проверялась – полное наименование (ФИО, если речь идет об индивидуальном предпринимателе), контактные данные. Если проверяется одно из подразделений, указывается и его наименование, и сведения о материнской компании;
  • дата начала проверки и ее окончания;
  • дата поступления документов в ИФНС для проверки (эта дата может отличаться от начала проверки, ведь решение о ее проведении принимается в течение 3 месяцев с момента поступления декларации);
  • перечень документов, который был проверен, включая бумаги, которые были затребованы в процессе проверки для прояснения тех или иных спорных моментов;
  • информация о тех мероприятиях налогового контроля, которые использовались при проведении камеральной проверки;
  • перечень выявленных нарушений налогового законодательства, с документальными подтверждениями по каждому из них;
  • выводы налоговиков относительно проверки, которые включают наложенные санкции (если были нарушения), а также рекомендации по улучшению ситуации в будущем.
Читайте также:  Договор дарения: как правильно оформить передачу квартиры

Отсутствие любого из вышеперечисленных пунктов дает основания считать акт камеральной проверки оформленным неправильно, а значит, появляются причины для его оспаривания.

Налогоплательщик может не согласиться:

С выводами, предложениями, какими‑либо фактами, изложенными контролерами в акте (п. 6 ст. 100 , п. 5 ст. 101.4 );

С результатами дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6.1 ст. 101 НК РФ ).

Тогда он вправе подать возражения: письменно обратиться в налоговый орган.

Письменные возражения по акту, результатам дополнительных мероприятий налогового контроля можно представить в целом или по отдельным положениям (в части). В приложении к Информации ФНС приведена форма представления возражений по акту налоговой проверки.

К письменным возражениям налогоплательщик вправе приложить подтверждающие обоснованность своих возражений документы (их заверенные копии). Впрочем, не поздно это сделать и во время явки на рассмотрение акта, а также результатов дополнительных мероприятий налогового контроля. Тогда же даются устные пояснения.

На подачу возражений налогоплательщику отводится определенный промежуток времени.

Возражения подаются (лично или через представителя) в канцелярию налогового органа или окно приема документов, но можно воспользоваться и почтовой отправкой.

Законные представители — это представители организации по закону или на основании учредительных документов (ст. 27 НК РФ ); уполномоченные представители — представители, действующие на основании доверенности (ст. 29 НК РФ ).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *