Как взыскать долг с бюджетного учреждения?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как взыскать долг с бюджетного учреждения?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Просто выиграть суд для того, чтобы получить требуемое — недостаточно. Важно знать, как получить исполнительный лист по решению суда. Судья выносит судебный акт, который называется решением суда. Однако с данным решением стоит рассчитывать только на добровольное удовлетворение требований должником.

Рычаги воздействия на бюджетное учреждение

Каким образом еще можно повлиять на ситуацию?

Для начала, конечно же, следить за действиями казначейства и должника, т.е. писать письма, направлять запросы.

Даже если у должника есть деньги, но он игнорирует сроки и отказывается возвращать долг, казначейство имеет право приостановить операции по счетам должника, по тот не перестанет нарушать закон. Вам только остается следить за сроками и своевременно попросить казначейство приостановить работу счетов должника.

Если казначейство не делает этого, Вы имеете право обжаловать в суде его неправомерные действия. Но, так можно поступить, только если Вы чувствуете бездействие казначейства или должника.

В прокуратуру тоже можно подавать подобные жалобы. Также можно обжаловать действия конкретного сотрудника, работающего с Вашей проблемой по взысканию долга с бюджетной организацией.

Ускорить возврат долга можно и альтернативным способом: обратиться в суд за денежной компенсацией за длительное неисполнение решения суда за каждый день такого неисполнения, требовать взыскать проценты на неправомерное пользование чужими денежными средствами, подать иск об индексации присужденных сумм долга.

Такая процедура, как взыскание долга с бюджетной организации не так уж и сложна, как может показаться на первый взгляд. Главное – это методично добиваться своего и не пускать ситуацию на самотек.

Предъявление исполнительного листа по месту работы должника

В соответствии со ст. 9 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 06.03.2019) «Об исполнительном производстве» исполнительный лист о взыскании суммы не превышающей сто тысяч рублей, а также о взыскании периодических платежей может быть направлен в адрес юридического лица, которое выплачивает должнику заработную плату или в адрес любого другого лица, осуществляющего выплату должнику периодических денежных средств (зарплата, пенсия, стипендия и другие).

Для получения положительного результата при предъявлении исполнительного листа по месту работы должника требуется соблюдение определенной процедуры, а именно:

  • документы направляются (подаются) на точный юридический адрес организации;
  • к заявлению об исполнении решения суда прикладывается само решение, исполнительный документ, реквизиты банковского счета для перечисления задолженности, а также указывается фамилия, имя, отчество, паспортные данные гражданина либо наименование и ИНН юридического лица;
  • заявление должно иметь личную подпись и дату направления.

Данный способ является наиболее эффективным для взыскания с должника денежных средств, так как на сумму до половины его доходов работодателем регулярно будут производиться удержания в пользу взыскателя до полного погашения задолженности.

Как подать исполнительный лист судебным приставам?

При подаче исполнительного листа в адрес судебных приставов, в первую очередь, необходимо определить в какой отдел направить документы. Законом предусмотрено, что ФССП принимает действия по месту жительства должника, месту его пребывания либо нахождения имущества. В случае, если должником является юридическое лицо, то заявление следует направить в отдел по месту регистрации юридического лица, месту нахождения имущества или на адрес филиала.

Заявление в ФССП со всеми прилагаемыми документы направляется почтой либо вручается нарочно. К заявлению обязательно прикладывается оригинал исполнительного листа, прописываются банковские реквизиты для перевода долга, указываются данные заявителя. Полезно будет также к заявлению приложить решение суда, сведения об имуществе должника.

Исполнительное производство возбуждено, что дальше?

После возбуждения исполнительного производства судебный пристав-исполнитель направляет электронные запросы в Росреестр, Федеральную налоговую службу, ГИБДД, Пенсионный фонд РФ, в банки, с которыми организован электронный документооборот, ЗАГС, ГИМС, Ростехнадзор, операторам сотовой связи, в Федеральную миграционную службу. Ответы на запросы, как уже отмечалось, приходят приставу в течение нескольких дней, а некоторые – в течение нескольких недель.

Если есть срочная необходимость в аресте имущества должника, то с приставом-исполнителем нужно договориться о совместном выезде, по возможности, обеспечив автотранспорт. Выезжать к должнику лучше всего в первые же дни исполнительного производства, то есть пока он ещё не знает о возбуждении процедуры принудительного взыскания. В этом случае должник может не успеть перевезти ликвидное имущество в другое место или «нарисовать» документы, подтверждающие выбытие имущества из его собственности.

Во время выезда настаивайте (а лучше – договоритесь с приставом заранее) о составлении акта-описи имущества, вынесения постановления о наложении ареста на имущество и передаче арестованного имущества на ответственное хранение вам (за исключением недвижимого, которое взыскателю на хранение передано быть не может). Если имущество при наложении на него ареста передаётся на ответственное хранение должнику или членам его семьи, то должник должен быть письменно предупрежден об уголовной ответственности по ст. 312 УК РФ «Незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации».

Если сумма долга свыше 2 250 000 рублей, напомните приставу о необходимости предупредить должника об уголовной ответственности по ст. 177 УК РФ «Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности». В перспективе это может дать дополнительные возможности для побуждения должника к погашению долга.

В случае если должник будет препятствовать приставу или откажется выполнять его законные требования, то он может быть привлечён к административной ответственности, предусмотренной ст. 17.14 КоАП РФ. Кстати, по указанной статье могут быть оштрафованы любые лица и организации, которые не исполняют требования пристава о предоставлении информации, перечислении денег и т.п.

Механизмы исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов

Всего существует два механизма (глава 24.1 Бюджетного Кодекса РФ):

1) в счет возмещения вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц;

2) взыскание задолженности, возникшей вследствие неисполнения обязательства бюджетным учреждением.

Основной разницей между порядками это то, какие органы будут исполнять судебные акты.

В первом случае это будет Министерство Финансов РФ или соответствующие финансовые органы субъекта Федерации (муниципального образования).

Во втором случае это будут органы казначейства.

Служба судебных приставов не исполняет подобного рода исполнительные документы в силу действия принципа иммунитета бюджета от взысканий (статья 239 Бюджетного Кодекса РФ).

Индексация взысканных сумм

Денежные средства подвержены инфляции (потеря покупательской способности).

Гражданское процессуальное законодательство имеет действующий механизм компенсации потерь кредитора вследствие инфляционных процессов – статья 208 Гражданского Процессуального Кодекса РФ

Индексация производится судом по индексам потребительских цен на день исполнения судебного решения.

По результатам рассмотрения дела взыскатель также получает исполнительный лист на взыскание с должника проиндексированных сумм.

В арбитражном процессуальном кодексе есть аналогичная норма для индексации – статья 183 Арбитражного Процессуального Кодекса РФ, но действие ее фактически заблокировано отсутствием специального федерального закона, определяющего размер индексации, на который имеется ссылка в упомянутой статье.

Читайте также:  Страховые взносы ИП 2023. Шпаргалка по расчету, уплате страховых взносов

Возникает вопрос. Возможно ли начисление индексации на период трех месяцев, которые имеет должник-бюджетополучатель для исполнения решения суда?

Судебная практика дает на это положительный ответ.

Верховный Суд РФ в своем определении[5] подчеркнул, что: «…Поскольку целью индексации присужденных денежных сумм является поддержание их покупательной способности в условиях инфляции, индексация взысканных по решению суда денежных сумм должна производиться с момента вступления решения суда в законную силу…»

Верховный Суд определил правовую природу трехмесячного срока для исполнения решений суда как организационную, дисциплинирующую должника к скорейшему исполнению требований исполнительного документа.

Данный срок установлен в интересах взыскателя, с той целью, чтобы решение суда не исполнялось должником сколь угодно долго, и не представляет собой автоматическую отсрочку исполнения решения суда для должников-бюджетополучателей на три месяца.

Однако в другом деле, нижестоящие суды, учли специальные правила исполнения судебных актов по взысканию с должников-бюджетополучателей, и рассчитали индексацию с даты предъявления исполнительного документа в казначейство до даты исполнения судебного решения казначейством[6]

Здесь интересным для исследования является вопрос, а может ли сам должник, добровольно исполнить решение суда?

Взыскатель, предъявляя лист в финансовый орган инициирует процедуру принудительного исполнения судебного акта.

Но законом не запрещено должнику исполнить решение суда добровольно.

Исходя из практики ЕСПЧ (Европейский Суд по Правам Человека) взыскатель не обязан инициировать процедуру принудительного исполнения судебного акта[7].

Аналогичная позиция у суда в другом деле — от лица, получившего исполнимое решение против государства в результате успешного судебного процесса, нельзя требовать обращения к исполнительному производству для его исполнения. Это означает, что если решение вынесено против государства, то именно государство, а не взыскатель обязано проявить инициативу для исполнения этого решения[8].

Следует отметить позицию Конституционного Суда Российской Федерации в определении от 20 марта 2008 г. N 153-О-О, согласно которой индексация не носит характер гражданско-правовой ответственности и не может быть поставлена в зависимость от вины должника в длительном неисполнении судебного решения.

Индексация является механизмом, позволяющим полностью возместить потери взыскателя при длительном неисполнении судебного решения в условиях инфляционных процессов в государстве.

Способы возврата дебиторской задолженности

Исполнительный лист дает возможность выбить свои деньги назад при помощи судебных приставов, через банковский счет должника или по банкротству бывшего партнера.

Судебный пристав – это именно то лицо, которое занимается принудительным взысканием средств. На его плечах лежит вся ответственность за благоприятный исход дела. Однако, загруженность российских судов настолько велика, что зачастую приставы не имеют физической возможности вести большое количество дел одновременно, поэтому ваш исполнительный лист может лежать пылиться месяцами.

Для того, чтобы такого не было, необходим постоянный контроль за действиями сотрудников ФССП со стороны юриста. Если вдруг прикрепленный за вашим делом пристав все равно не предпринимает особых действий, это может означать либо то, что его подкупили со стороны ответчика, либо он просто вас игнорирует. В этом случае вы можете подать жалобу на такого сотрудника его руководству.

Если нет желания ждать активных действий от ФССП, юрист компании может самостоятельно обратиться в банк, в котором открыты денежные счета должника. Для этого необходимо будет предоставить банку исполнительный лист и решение суда.

При наличии необходимой суммы на счете ответчика, банк обязан их перечислить в пользу заявителя в трехдневный срок. Если на счетах пусто, либо сумма имеется не в полном объеме, исковое заявление и исполнительный лист будут оставаться в банке до тех пор, пока задолженность не будет перечислена в пользу истца в полном объеме.

Как взыскать долг с бюджетного учреждения?

Важно

Федерального казначейства обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием. (в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 7. Должник обязан представить в орган Федерального казначейства платежный документ на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящей статьи.

(в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ) (см.

Исполнение судебных актов в отношении учреждений

Чтобы выйти из этой ситуации, на копии решения суда попросите судью сделать не только надпись «Копия верна», но и «Решение вступило в законную силу». 3 Подайте документы в исполнительный орган, через который осуществляется финансирование вашего должника. Согласно Постановлению, органом, в котором открыты лицевые счета бюджетной организации, является Федеральное казначейство. Направьте в территориальный орган по месту регистрации заверенную копию судебного решения и сопроводительное письмо.

Взыскание задолженности с бюджетного учреждения Должник подает в Казначейство платежный документ на полное или частичное перечисление денег по исполнительному листу (10 рабочих дней с даты уведомления Казначейством). 3. Если лимитов бюджетных обязательств для исполнения недостаточно, должник обращается к главному распорядителю средств федерального бюджета за выделением денег. При неисполнении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган Федерального казначейства приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе Федерального казначейства (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений. (в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 02.11.2007 N 247-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 8.

Для чего нужен исполнительный лист

Взыскание алиментов — процесс долгий и требующий четких действий со стороны как истца, так и ответчика. Если родители остаются в хороших отношениях после развода, то вопрос решается без участия суда, а сами стороны могут настоять на конкретных взаимовыгодных условиях. Если же договориться никак не получается, приходится прибегать к решению вопроса по взысканию алиментов со стороны.

В настоящее время действует три вида исполнительных документа, на основании которых осуществляется взыскание алиментных платежей:

  • соглашение сторон — юридический договор сторон, правомочность которого подтверждает нотариус;
  • судебный приказ — исполнительное распоряжение суда, определяющее конкретные действия для алиментоплательщика;
  • исполнительный лист — регистр, по которому производится взыскание алиментов.

Документ вступает в силу после завершения судебных разбирательств и вынесения решения относительно взыскания алиментных выплат. Гражданин должен получить лист лично в руки. Если же физическое лицо по каким-либо причинам не может забрать регистр, то документ направляется в Федеральную службу судебных приставов (ФССП). С этого момента решение судебных инстанций считается официально вступившим в силу.

Таким образом, исполнительный лист — это юридическая форма, в которой определяется порядок взыскания алиментов, их величина и условия перечисления.

Это унифицированный и стандартизированный бланк, утвержденный Постановлением Правительства № 579 от 31.07.2008 г. Постановление «О бланках исполнительных листов» определяет формат документа — регистр печатается на сертифицированной бумаге, в обязательном порядке содержит серию и номер. Во избежание фальсификации на каждом листе проставляются водяные знаки и герб.

Каждый исполнительный лист определяет регламент того, как будут взыскивать алименты с плательщика. Помимо идентификационных символов в документ включают следующую информацию:

  • день принятия решения судебными органами и дата выдачи самого листа;
  • номер гражданского дела и вынесенного решения;
  • наименование территориальной судебной инстанции, вынесшей вердикт;
  • требования и условия, которые заявитель направляет ответчику;
  • цитируемая резолюция суда;
  • точная дата начала действия исполнительного листа;
  • данные о сторонах — алиментоплательщике и получателе выплат с подробным указанием реквизитов;
  • величина и порядок перечисления денежных средств;
  • подпись судьи и печать территориального судебного органа.
Читайте также:  Как перевести помещение из жилого в нежилое

Если какие-либо данные будут отсутствовать в исполнительном документе, он будет считаться недействительным, и истец не сможет требовать у плательщика алиментные платежи.

Порядок удержания алиментов

Правила удержания алиментов по исполнительному листу закреплены в Семейном Кодексе РФ (ст. 109, 117 СК РФ) и в Федеральном законе «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ст.99, ст.111 229-ФЗ).

После представления юридического бланка работодателю документ направляется в бухгалтерию. Бухгалтер делает необходимые проводки, после чего алиментные платежи автоматически удерживаются с плательщика. Основные правила таковы:

  • выплаты производятся ежемесячно;
  • начисление материального платежа на несовершеннолетнего ребенка возможно только после удержания всех обязательных налогов с заработной платы (п.1 ст.99 229-ФЗ);
  • удержание производится в установленном судом размере;
  • взыскание осуществляется в процентном соотношении к заработной плате: 25% на одного ребенка, 33% — на двух, 50% — на трех и более детей, общая сумма удержания не может быть выше 70% (ч.1 ст.81 СК РФ);
  • увеличение прожиточного минимума сопровождается обязательной индексацией алиментных платежей (ст.117 СК РФ);
  • выплаты несовершеннолетнему ребенку производятся в течение трех дней после перечисления плательщику заработной платы и иного дохода (ст. 109 СК РФ);
  • алименты взыскиваются в первоочередном порядке в том случае, если у плательщика есть в наличии и другие материальные обязательства (ст.111 229-ФЗ).

Определение, виды и форма исполнительного листа

Исполнительный лист представляет собой официальный юридический документ, выписываемый для исполнения судебного решения по гражданским или административным правонарушениям.

В зависимости от типа взыскания листы можно разделить на категории:

Судебные приставы

  • Имущественные, содержащие решение о выплате денежных средств должником в пользу иного лица.
  • Неимущественные, побуждающие к совершению какого-либо действия проигравшей стороной.

Данный документ имеет определенную форму, в которой содержатся все реквизиты:

  • Название и местоположение суда предъявившего исполнительный лист
  • Основания выдачи документа, наименование и номер дела
  • Дата принятия судебного постановления и момент его вступления в силу
  • Сведения о сторонах процесса
  • Резолютивная часть с предписаниями к должнику
  • Дата выдачи листа и необходимые печати

В срок 3 дней с момента подачи заявления документы передаются СПИ, который либо начинает производство, либо выносит постановление об отказе. Постановление о возбуждении отсылается обеим сторонам, как правило, почтовым отправлением. Должнику предлагается добровольно погасить существующий долг в течение пяти дней после уведомления. В случае отказа добровольной оплаты в оговоренный срок приставы имеют право проводить действия принудительного характера. Полномочия исполнителей определены нормативными актами:

Исполнительный лист

  • Пристав имеет право посылать запросы в различные финансовые учреждения для выяснения наличия банковских вкладов, ценных бумаг, в различные ведомства и службы для установления размера имущества должника. А также арестовывать счета.
  • Возможно объявление должника или его имущества в розыск.
  • Правомерно со стороны представителя исполнительной власти получить доступ и провести осмотр помещения должника, с последующим наложением ареста на имущество.
  • Арестованное имущество может быть передано на ответственное хранение или изъято и реализовано в счет погашения существующего долга.
  • Пристав-исполнитель может ограничить право выезда лица с долгами неимущественного характера более 10 000 рублей за территориальные границы РФ.
  • Также может быть вынесено ограничение на право управления личным транспортом, при условии, что он не является инструментом единственного дохода и неоплаченный долг превышает 10 000 рублей.

Кроме того, с должника может быть истребовано 7% исполнительного сбора от суммы долга, но не меньше 1 000 рублей для физических лиц, 10 000 для юридических. После совершения всех действий и погашения долга производство завершается, об этом уведомляются ответчик и должник соответствующим постановлением.

Исполнение банком исполнительного документа

ТЕМАТИКА/СИТУАЦИЯ

ПОЗИЦИЯ СУДА

Начало исполнения банком документа Незамедлительное исполнение требований исполнительного документа означает, что такое исполнение должно быть начато не позднее первого рабочего дня после дня поступления исполнительного документа в банк.
Списание с одного счета, как указано в заявлении взыскателя, хотя счетов больше Указание в заявлении взыскателя одного расчетного счета должника при отсутствии в нем сведений об иных счетах не препятствует списанию с других счетов должника денежных средств, не защищенных исполнительским иммунитетом.
Списание банком за счет кредитования счета, хотя на последнее согласия должника не было В отсутствие волеизъявления (согласия) должника на получение кредита кредитование счета, по которому разрешен овердрафт, в целях исполнения исполнительного документа неправомерно
Кто должен рассчитать неустойку ‒ банк или взыскатель Банк, наделенный полномочием принудительного исполнения требований исполнительного документа, обязан сделать расчет суммы неустойки, присужденной на будущее время
Ограничения от банка на деньги, на которые закон запрещает обращать взыскание При исполнении требования исполнительного листа о наложении ареста на денежные средства должника банк не вправе устанавливать ограничение распоряжения средствами, на которые в силу закона не может быть обращено взыскание
Списания со счета на капремонт Списание банком со специального счета, открытого для формирования фонда капитального ремонта, денежных средств в оплату обязательств, не связанных с капремонтом общего имущества многоквартирного дома, не допустимо
Взыскание долга по зарплате при процедуре наблюдения В ходе процедуры наблюдения банк обязан принять к исполнению и исполнить исполнительный документ, выданный на основании судебного акта о взыскании с несостоятельного должника задолженности по заработной плате
Информирование банком об исполнении В процессе исполнения исполнительного документа банк обязан по заявлению взыскателя предоставить информацию:
  • о суммах, перечисленных взыскателю;
  • о конкретных причинах невозможности исполнения исполнительного документа.

Процессуальные вопросы

ТЕМАТИКА

ПОЗИЦИЯ СУДА

Последствия отмены судебного приказа Судебный приказ банк должен вернуть взыскателю при поступлении в банк сведений о его отмене
В какой вид суда подавать на банк Подсудность дел (судам общей юрисдикции или арбитражным судам) об оспаривании действий (бездействия) банка зависит от того, какой из этих судов выдал исполнительный документ
Куда подавать в суд на офис банка Заявление об оспаривании взыскателем ‒ физическим лицом действий (бездействия) внутреннего структурного подразделения банка (в т. ч. операционного офиса) или его должностного лица подают в суд того района, на территории которого ведёт свою деятельность данное подразделение

Эту позицию можно применять по аналогии в арбитражных судах.

Принципы исполнения судебных актов

На основании ст. 6 Федерального конституционного закона N 1-ФЗК вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов РФ являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ. Неисполнение постановления суда влечет ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФЗК «О судебной системе РФ».

Существующая система исполнения судебных актов основана на следующих принципах. Во-первых, неукоснительному исполнению подлежат только вступившие в законную силу постановления судов судебной системы РФ.

Во-вторых, исполнение судебных актов основано на принципе добровольного исполнения. Должнику после вступления судебного акта в силу, обязывающего его совершить определенные действия или воздержаться от совершения таковых, предоставляется возможность добровольного исполнения судебного акта. В случае если должник добровольно не исполнит постановление суда, к нему могут быть применены меры принудительного исполнения судебного акта. Органы, на которые в соответствии с законом возложены обязанности по принудительному исполнению постановлений суда, обязаны предоставить должнику возможность добровольного исполнения судебного акта. В соответствии с п. 3 ст. 9 Закона N 119-ФЗ в постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, который не может превышать пяти дней со дня возбуждения исполнительного производства, и уведомляет должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении установленного срока с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий. Применение принудительных мер исполнения судебных актов возможно только после истечения срока, установленного для добровольного исполнения постановлений суда.

Читайте также:  Норма рабочих часов в январе 2023

Федеральный закон от 21.07.1997 N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве».

В-третьих, принудительное исполнение судебных актов производится на основании исполнительных документов, к которым относятся исполнительный лист и судебный приказ. При этом исполнительные документы должны соответствовать требованиям, установленным ст. 8 Закона N 119-ФЗ.

Исполнительный лист — это исполнительный документ, выдаваемый судами на основании принимаемых ими судебных актов, решений Международного коммерческого арбитража и иных третейских судов, решений иностранных судов и арбитражей, решений межгосударственных органов по защите прав и свобод человека.

Судебный приказ является судебным постановлением, вынесенным мировым или федеральным судьей общей юрисдикции единолично. Кроме того, судебный приказ одновременно выступает исполнительным документом и приводится в исполнение в порядке, установленном для исполнения судебных постановлений.

В-четвертых, система исполнения судебных актов судов допускает поворот в исполнении решения суда, который означает, что в случае отмены решения суда, приведенного в исполнение, и принятия после нового рассмотрения дела решения суда об отказе в иске полностью или в части либо определения о прекращении производства по делу или об оставлении заявления без рассмотрения ответчику должно быть возвращено все то, что было с него взыскано в пользу истца по отмененному решению суда (ст. 325 АПК РФ и ст. 443 ГПК РФ ).

Арбитражный процессуальный кодекс РФ, утв. Федеральным законом от 24.07.2002 N 94-ФЗ.
Гражданский процессуальный кодекс РФ, утв. Федеральным законом от 14.11.2002 N 138-ФЗ.

В-пятых, система исполнения судебных актов предусматривает защиту прав взыскателя, должника и других лиц от действий (бездействий) органов, исполняющих судебные акты, которая выражается в праве на обжалование действий (бездействий) указанных органов.

Принципы системы исполнения судебных актов в равной степени распространяются и на отношения по исполнению судебных актов, по которым обязанными совершить или воздержаться от совершения определенных действий выступают бюджетные учреждения.

Порядок исполнения судебных актов

Несомненно, главной заслугой законодателя является определение в гл. 24.1 БК РФ порядка действий органов, осуществляющих исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ. Согласно ст. ст. 242.3, 242.4, 242.5 БК РФ установлен следующий порядок действий указанных органов при предъявлении им к исполнению исполнительного документа.

Орган, которому предъявлен к исполнению исполнительный лист или судебный приказ обязан не позднее пяти рабочих дней после его получения направить должнику (бюджетному учреждению соответствующего уровня бюджета бюджетной системы РФ) уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя. Под органом в настоящем абзаце и далее по тексту следует понимать органы, которым в соответствии с гл. 24.1 БК РФ взыскатели предъявляют исполнительные документы к исполнению, а именно: орган Федерального казначейства (по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений); орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта РФ (по денежным обязательствам бюджетных учреждений субъекта РФ); орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (по обязательствам муниципальных бюджетных учреждений).

Если взыскатель не представит в орган всех требуемых документов или представит документы, не соответствующие установленным требованиям, а также если в течение пяти рабочих дней будет представлен должником, либо взыскателем, либо судом документ, отменяющий судебный акт, подлежащий исполнению, или взыскателем либо судом будет представлено заявление об отзыве исполнительного документа, орган возвращает исполнительные документы взыскателю без исполнения. Основанием для возвращения исполнительного документа взыскателю без исполнения также является пропуск взыскателем срока предъявления исполнительного документа к исполнению.

Бюджетное учреждение в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган письмо, содержащее информацию об источнике образования задолженности (по деятельности, финансируемой за счет средств федерального бюджета, либо предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) и о кодах бюджетной классификации РФ, по которым должны быть произведены расходы бюджета соответствующего уровня бюджетной системы РФ по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации РФ текущего финансового года, а также платежное поручение на перечисление средств взыскателю.

Законодателем в новом положении об исполнении судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ предусмотрена очередность погашения требований по исполнительному документу. В первую очередь исполнение таких документов осуществляется за счет средств лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете соответствующего уровня бюджета бюджетной системы РФ. При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа исполнение производится должником (бюджетным учреждением) в определенные настоящим пунктом сроки за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Указанное правило не касается исполнения исполнительного документа по задолженности, образовавшейся в результате осуществления должником предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Исполнение исполнительного документа в данном случае осуществляется в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов и остатка средств, полученных должником от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для полного исполнения исполнительного документа исполнение осуществляется за счет выделения главным распорядителем (распорядителем) средств бюджетному учреждению дополнительных лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов. В данном случае проявляется принцип субсидиарной ответственности главного распорядителя (распорядителя) средств соответствующего уровня бюджета бюджетной системы РФ, установленный ст. 120 ГК РФ.

Главный распорядитель (распорядитель) средств соответствующего уровня бюджета бюджетной системы РФ в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов на основании поступившего от бюджетного учреждения — должника соответствующего запроса-требования.

После получения в указанном порядке лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации РФ бюджетное учреждение обязано представить в орган платежное поручение на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа. Платежное поручение предоставляется не позднее следующего рабочего дня.

Исполнительный документ может быть предъявлен к исполнению по обязательствам получателя бюджетных средств непосредственно главному распорядителю в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с главного распорядителя средств федерального бюджета в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств (п. 9 ст. 242.3, п. 9 ст. 242.4, п. 9 ст. 242.5 БК РФ). Следуя толкованию указанного положения, взыскатель будет вынужден в случае неудовлетворения требований исполнительного документа обращаться с заявлением в суд. Данное положение отражает неравные условия исполнения судебных актов, которые предусмотрены Законом N 119-ФЗ и гл. 24.1 БК РФ, что противоречит требованиям, которые установил Конституционный Суд РФ к порядку исполнения судебных актов по обращению взыскания к государству в Постановлении от 14.07.2005 N 8-П.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *